?

Log in

No account? Create an account
November 2016   01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
cartoon

О психологических аспектах инженерной работы

Posted on 2010.09.19 at 05:11
DRAFT. Продолжение следует вместе с редакторской правкой.

С этим каждый инженер сталкивается почти каждый день, и почти каждый день их принято игнорировать. Так, как будто их нет. Но мы-то знаем!

Я буду по-простому рассказывать, без зауми.

Начну с такой простейшей штуки, как... гхм... как это назвать... вы играли в Heroes of Might & Magic? :) Там когда сражение происходит в пошаговом режиме, иногда бывает, что ваши войска пропускают ход, а иногда - делают второй ход вне очереди? Помните?

Это происходит в данной игре благодаря такому механизму, как "мораль". Если "мораль" войск высокая - они могут с некоторой вероятностью сходить дважды за ход. Ну, а если мораль низкая - то могут ход пропустить.

Так вот, эта самая "мораль" (т.е. фактически - "боевой дух") присутствует и в нашей работе. И так же, если не сильнее, влияет на результат.

Работает так же, что характерно! Если низкая "мораль" - мы, гхм, пропускаем ход.
На нее влияют долгосрочные факторы, влияние которых традиционно называют "мотивацией". Например, хроническая уверенность в бессмысленности своей работы, и ее ненужности - безусловно понижает мотивациюмораль, вынуждая нас реже "делать ходы". Но мы не будем касаться этих факторов, их уже все стопицот раз касались. И не будем называть нашу славную "мораль" унылой мотивацией.

Вместо этого, мы сосредоточимся на краткосрочных, "быстрых", и сугубо инженерных факторах, которые являются неотъемлемой частью нашей работы, и определяют нашу "мораль". И отметим важные свойства "морали" - низкую мораль сопровождает тоска и уныние. Задачи кажутся сложными, неподъемными, и геморройными.

И те же самые задачи кажутся легкими, если "мораль" высокая. Знакомо? :) Бывает такое? :) И это ощущение, бывает, что меняется от задачи к задаче в течении одного проекта! Некоторые задачи вызывают приступы неизбывной тоски, некоторые - наоборот, охотничий азарт.

Иногда это свойство отдельных задач, а иногда - мы впадаем во временную депрессию, и нам все задачи кажутся неподъемными и геморройными. Пальцы - не печатают! А делать надо! И это ощущение нас гнетет, и от этого тоска становится еще сильнее - замкнутый круг. Но - бывает и наоборот! Еще как бывает!

Инженерная деятельность по своей природе очень сильно эмоционально насыщена, но на это не принято обращать внимание. Это воспринимается как слабость. Этого стыдятся. К примеру, принято списывать забывчивость (которая часто является механизмом вытеснения) на "раздолбайство", которое порицается. Непрофессионально, да.

Но природу не обмануть. Не смотря ни на что - мы беззастенчиво ловим от работы кайф. И - бывает, что находимся от нее же в тяжелой депрессии, и это оборотная сторона медали.

Рыть канаву лопатой, в самом деле, физически тяжелее, но психологически проще. Результат труда - нагляден. В большинстве случаев видно, сколько сделано, и сколько осталось до конца.

А инженерная работа состоит в непрерывном решении проблем. И проблемы бывают разные. Их можно условно подразделить на:
1) "Понятная" проблема. Мы знаем подход к ее решению, и можем выдать примерный коридор срока решения. Это, в общем, и за проблему-то не считают. Примерно как рытье лопатой. Это может быть скучно, и рутинно. Большое количество таких задач демотивирует, понижая "мораль".
2) "Интересная" проблема. Подход к решению сходу не понятен, но ясно, что надо немного подумать, и она будет решена в обозримые сроки. Такие проблемы инженеры любят.
3) "Принципиальная" проблема. Не просто подход к решению не понятен, тут другое. Непонятно, с какого конца к задаче толком подступится. Ее невозможно декомпозировать на составляющие, внутри - неизвестность. Кайф, конечно же, при успешном решении таких задач ни с чем не сравним.

Но верно и другое - задачи категории (3) при наличии четкого срока часто сильно демотивируют, понижая мораль. Происходит так потому, что при работе над задачей не видно продвижения. Интуитивная оценка "геморройности" возрастает, от отсутствия наблюдаемого прогресса возникает стресс, который должен, по идее, привести к мобилизации ресурсов, но на деле - мешает сконцентрироваться.

Если мы сталкиваемся с такой задачей, мы находим массу рациональных причин отложить ее. И это вполне естественно.

Ибо, мы, работая над этой задачей, длительное время не получаем положительного "подкрепления". Ничто не поднимает "боевой дух" так, как победа.

Примерно то же самое (отсутствие значимого "подкрепления"), кстати, происходит при длительной работе с задачами категории (1) - какая это нафиг "победа". Но там хоть прогресс четко виден.

Однако, что получается, если мы знаем _весь_ план работ? Что, если мы знаем, что в проекте таких задач _много_?

Вот представьте (или вспомните). Мы некоторое время работаем над задачей категории три, не видим прогресса, впадаем в тоску, смотрим на что бы переключиться (с сугубо рациональным техническим обоснованием, конечно же), и, черт, видим впереди еще пяток таких задач, субъективная оценка "геморройности" которых примерно такая же... Fuck!

Выражается это фразой "работе конца-края не видно". Наши шансы справиться - представляются исчезающе малыми. Мораль - чуть больше ноля. Отвратительно.

Описанные эффекты лежат в природе известного явления - когда проект бодрячком продвигается по графику до 90%, после чего намертво встает на месте. И все забегали. Потому, что инженеры вдруг, внезапно, разводят руками, и не в состоянии ни перепланирование сделать, ни сроки уточнить.

Почему? Да потому, что они субъективно "геморройных" задач в конец надвигали. С сугубо рациональным, техническим, конечно же, обоснованием. Догадываетесь, что произойдет с инженерной "моралью" в этот момент, когда проект "почти" завершен, а там, в конце плана, _такое_? Да что там. Думаю, многие бывали в такой ситуации.

Технические риски, ага. Сложность. Неизвестность. Надо, типо, учитывать и планировать. Квадрат Кантора, и все такое - критичные рискованные задачи вперед. Писал про это.

Но ведь что интересно. Если у инженеров будет высокий боевой дух, и они не попадут в замкнутый круг, когда они начинают _боятся_ задач, - те же самые задачи, которые казались категории "три", на поверку оказываются вовсе не три. Удалось найти подход к проблеме - и задача декомпозирована на набор _понятных_ проблем. И она уже не страшная.

То есть, что получается. Уровень риска технических задач - величина сугубо субъективная, и зависит не только от знаний, опыта, и компетенции исполнителя, но и очень во многом от "боевого духа" и психологического состояния. Шансы справиться с задачей зависят от того, верит-ли исполнитель в то, что у нее должно быть простое решение, или же он уверен в обратном.

Итак, главное - что же делать.
1) В обязательном порядке планируйте свою работу, чтобы видеть, сколько осталось до конца.
2) Всегда отделяйте планирование от выполнения. Категорически противопоказано выдумывать себе следующую задачу после окончания предыдущей!
3) Следуя заветам GTD, составив план, немедленно запишите его и забудьте, сконцентрировавшись на текущей задаче и только на ней. Составили - все, нехрен над ним раздумывать. На план глядите только для отмечания прогресса.
4) Вам надо столкнутся с задачами (3) _сразу_, в начале проекта, пока у вас высок "боевой дух". Если они настигнут вас в конце - вы этого не переживаете. Чтобы с самого начала проекта попасть в ад, используйте квадрат риск-приоритет Кантора.
5) Не питайте иллюзий, что у вас легко получится использовать квадрат Кантора, если вы планируете собственную работу. Использовать квадрат кантора для планирования своей работы крайне тяжело психологически. В ситуации, когда от правила Кантора наибольший эффект, для того, чтобы им воспользоваться - надо буквально, по ощущениям, наступить себе на яйца. Гусары, молчать! Включаются очень интересные механизмы избегания, выражаясь научным языком. :)
6) Очень хорошо, когда у вас есть толковый менеджер, который может выполнить правило кантора, и лично не вовлечен в работу над задачей. Это нивелирует пункт 5).
7) Не бойтесь задач. Термины вроде "эта задача - пиздец" употреблять противопоказано. Старайтесь убедить себя, что задача проста, что у нее есть простое решение, и вы его сейчас просто не видите. Но еще немного, - и увидите. И тогда скажете - ну я же говорил, это простая задача! :)

DRAFT. Продолжение следует вместе с редакторской правкой.

Comments:


Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
bug0r
bug0r at 2010-09-19 03:17 (UTC) (Link)
Каждый раз читаю и очень нравится, то что пишете и как. Спасибо.
ru_pchel
ru_pchel at 2010-09-19 04:13 (UTC) (Link)
Спасибо.
Понял некоторые свои "фишки" которые считал прокрастинацией
vp at 2010-09-19 05:36 (UTC) (Link)
Инженерная деятельность по своей природе очень сильно эмоционально насыщена, но на это не принято обращать внимание. Это воспринимается как слабость. Этого стыдятся. К примеру, принято списывать забывчивость (которая часто является механизмом вытеснения) на "раздолбайство", которое порицается. Непрофессионально, да. Но природу не обмануть. Не смотря ни на что - мы беззастенчиво ловим от работы кайф. И - бывает, что находимся от нее же в тяжелой депрессии, и это оборотная сторона медали.

Замечательно сказано
pingback_bot
pingback_bot at 2010-09-19 05:38 (UTC) (Link)

No title

User vp referenced to your post from No title saying: [...] о обращать внимание. Это воспринимается как слабость. Этого стыдятся. К примеру, принято списывать забывчивость (которая часто является механизмом вытеснения) на "раздолбайство", которое порицается. Непрофессионально, да. Но природу не обмануть. Не смотря ни на что - мы беззастенчиво ловим от работы кайф. И - бывает, что находимся от нее же в тяжелой депрессии, и это оборотная сторона медали..."

Читать здесь [...]
Остановка "Лето"
__neko__ at 2010-09-19 06:22 (UTC) (Link)
хорошо написано, актуально... пошла мысль по "забывчивость" осмыслять.
Oleksandr Nikitin
wizzard0 at 2010-09-19 07:11 (UTC) (Link)
бесценный пост :)
pingback_bot
pingback_bot at 2010-09-19 07:20 (UTC) (Link)

О психологических аспектах инженерной работы

Сера Птах
gray_bird at 2010-09-19 07:41 (UTC) (Link)
Очень занимательно.

А как насчет демотивации, в результате долгого пути "не туда"? Решали задачу, долго-долго, вбили кучу сил ресурсов, времени, распланировали. как в него будут встроены остальные компоненты... Но в некий момент оказалось, что решение по глобальным причинам не проходит. Причем интуитивно исполнители это ощущали задолго до, но сформулировать не могли и глушили тревогу.
Депрессия и истерика будет ого-го.
malica_dee
malica_dee at 2010-09-19 10:44 (UTC) (Link)
Дополнительных вариантов, почему мораль падает, хватает, в посте - основной, но накидать еще - не проблема. Например, разногласия в команде по архтитектурным вопросам, когда кто-то вынужден писать код, с которым внутренне не согласен.
osdm at 2010-09-19 10:15 (UTC) (Link)
Вообще это все индивидуально. Я получаю удовольствие от решения задачи и первого рода, да и задачи третьего рода вполне нормально идут, особенно от осознания того, что я крут и в состоянии их решать.

Вот чего я очень не люблю - это когда по ходу решения какой-то задачи приходится переключаться на какие-либо посторонние дела или задачи. А очень медленно у меня идут задачи по переделке уже имеющегося сложного или просто ответственного кода, потому что приходится переделывать сложнее, чем писать заново, и из-за ответственности нужно перепроверять каждую строчку. Очень нервно.
Gaperton
gaperton at 2010-09-21 12:15 (UTC) (Link)
> Я получаю удовольствие от решения задачи и первого рода

Угумс, находить в них удовольствие, и интерес - отдельное умение, штоли. Которое иногда таки бывает, что дает сбой.

> да и задачи третьего рода вполне нормально идут, особенно от осознания того, что я крут и в состоянии их решать.

Эти вещи тесно связаны. Без осознания того, что я крут и в состоянии их решать - они кажутся страшными.

На самом деле, у каждого человека есть определенный порог по таким задачам, когда они могут задавить качественно и количественно, и "ощущение крутости", лежащее в основе боевого духа/морали, дрогнет. Люди-то вне всяких сомнений круты, но железные ж люди-то.

Но. Поддерживать высокую мораль - это, безусловно, умение (а следовательно, ему можно научиться). Счастливы те, у кого оно есть.

> Вот чего я очень не люблю - это когда по ходу решения какой-то задачи приходится переключаться на какие-либо посторонние дела или задачи.

Никто не любит. Одновременная работа над несколькими задачами ослабляет концентрацию внимания, и понижает продуктивность. Каждая незавершенная задача, о которой мы _помним_, является "незавершенным гештальтом", который оттягивает на себя энергию и внимание, даже если мы о них не думаем.

Поэтому, момент "переключения контекста" тяжел, и длительная работа c постоянными прерываниями одновременно по многим направлениям может привести к накоплению усталости и, в случае жестких сроков и факапов - к стрессу и неврозу.
diesel_eng
diesel_eng at 2010-09-19 11:08 (UTC) (Link)

Афтар, пешы ещо.

Твой пост - замечательное лекарство для нас.
darkboatman
darkboatman at 2010-09-19 11:09 (UTC) (Link)
Предлагаю обсудить еще такие вещи:
1. Рытье лопатой некоторых демотивирует. Все прозрачно, проблема имеет решение, остальное не царское дело. В этих случаях вернуть мотивацию помогают процедуры измерения объема и четкий прогресс-индикатор. Так как с занудностью и повторяемостью задачи немного примиряет график с неуклонно положительной динамикой.

2. Для задач типа три, когда надо найти подход есть такая технология: в самом начале выполняем сбор и фиксацию исходных данных, проводим мозговые штурмы и вообще делаем все, что можем. Затем пауза - задача вытесняется в подсознание, сознательные усилия направляем на рытье лопатой. После паузы второй подход и т.д. Надо обращать внимание на периодическую накачку информацией: аналоги, аналогии, просто уточнения исходных данных.
Я замечал, на себе, что это работает как в рамках семестра, так и в рамках недельного срока.
И ключевой момент тут - надо доверять своей интуиции и научиться не испытывать стресс (мы же ничего не делаем, а время идет) во время паузы, когда подсознание просчитывает варианты.
И еще момент - надо научиться ловить сигналы "изнутри" о необходимости дополнительной накачки информацией.
Gaperton
gaperton at 2010-09-21 12:32 (UTC) (Link)
1. Все правильно. Спасибо за напоминание.

Еще одно важное преимущество burn-up/down charts и графика EV-Plan - мы четко видим прогресс и "сколько осталось", с одной стороны, но при этом - сами будущие задачи от нас скрыты, и не отвлекают от текущих.

То есть, эти техники позволяют концентрироваться на "здесь и сейчас", с одной стороны, и видеть "сколько осталось" - с другой.

Психологический аспект применения данных техник я до настоящего момента игнорировал.

2. Эту технику проблем-солвинга я когда-то давно читал в одной книге (почему-то книга была - по искусственному интеллекту), и проверял на себе. Работает отлично.

И опять таки, успел забыть. Надо включить. Если можно - приведите ссылки на первоисточник.

Вообще, приемов расколоть задачу (3) достаточно много.

Прогресс отслеживается также достаточно просто - одним из редких способов измерения прогресса на этапе проектирования является скорость изменения списка нерешенных мелких и конкретных проблем, и их общее количество.

Т.е. начинаем с того, что выделяем из крупной проблемы-задачи набор мелких, которые внятно и конкретно формулируются, и которые мешают нам в сжатые сроки выкатить подход к решению. Доводим их до всей группы, работаем. Когда решаем их - появляются новые. Это нормально. Когда этот список не меняется - это не нормально, исследование зашло в тупик, надо принимать меры.

Еще подход - когда совсем ничего не понятно - начинать с узкого частного случая общей проблемы. Потом - разобрав частные случаи, постепенно обобщать решение. Таким образом математики выдумывают условия теорем.

Группа из двух подходящих друг другу человек также работет эффективнее, чем оба праздельности - потому, что периоды тупняка, когда мозг входит в цикл, у них не совпадают, и они "вытягивают" друг друга.

Далее - известный набор техник групповой работы/принятия решений.

Короче, много чего есть. Плюс - индивидуальные практики.

Постараюсь все, что знаю, включить.
Alexey Tigarev
t_gra at 2010-09-19 12:01 (UTC) (Link)
Что такое квадрат Кантора?
Я нашёл вот такой фрактал :)

Alex
palmas1 at 2010-09-19 20:02 (UTC) (Link)
Видимо, о правильном квадрате тут: http://gaperton.livejournal.com/28186.html
Неполиткорректный виртуал
pascendi at 2010-09-19 22:07 (UTC) (Link)
Б.Е. Чертока читали?
Вторую книгу?

Там описано, как в 1957-61 гг. разработчики космической техники постоянно имели дело с задачами типа 3, и как Королев умело переводил задачи типов 1 и 2 в тип 3...

Интересно было бы посмотреть Ваш комментарий.

Рекомендации, мне кажется, несколько отличались бы.
Gaperton
gaperton at 2010-09-20 10:55 (UTC) (Link)
С удовольствием почитаю эту книгу. Безусловно, космическая программа времен Королева чуть менее чем полностью состояла из проблем класса 3.

Но не думаю, что это сильно поменяло бы рекомендации. Рекомендации я даю на основании собственного опыта, а не чужого. По другому делать попросту нельзя.

Кстати, секция рекомендаций, как и статья, недописана, - скоро будет окончательная версия. В один заход я эту статью осилить не смог.
bialix [launchpad.net] at 2010-09-20 10:55 (UTC) (Link)
Спасибо за классное сравнение с Героями! Аж ностальгия прошибла. И главное в самую точку. Согласен с другим комментатором насчет прокрастинации.
bialix [launchpad.net] at 2010-09-20 11:06 (UTC) (Link)
Влад, если можно, то поставьте ссылку на свою статью про квадрат Кантора под словами "квадрат риск-приоритет Кантора", ссылка на http://gaperton.livejournal.com/28186.html. Статья про квадрат гуглится довольно легко, но может другим читателям так будет сподручнее. Спасибо.
pingback_bot
pingback_bot at 2010-09-21 01:21 (UTC) (Link)

Репост: О психологических аспектах инженерной работы

User fi_mihej referenced to your post from Репост: О психологических аспектах инженерной работы saying: [...] Для начала сама ссылка: gaperton.livejournal.com/50685.html [...]
Previous Entry  Next Entry