Gaperton (gaperton) wrote,
Gaperton
gaperton

Categories:

Yota

Недавно узнал о сети Yota. Потрясающий проект.

Несколько лет назад говорили о TriplePlay, - о том, что операторы связи будут вынуждены предоставлять комплекс из трех услуг (интернет, телефония, телевидение), чтобы остаться конкурентоспособным. Что мы видим сейчас?

Во-первых, это оказалось правдой. Во-вторых - операторы мобильной связи не остались от этого в стороне. И все оказалось сложнее.

В чем проявляется TriplePlay на практике? Движущей силой, меняющей ландшафт в то время, как "связисты" рисуют свои карты, являются интернет-технологии. Все, в сущности, просто. IP-сети являются мультисервисными по своей природе, и получается так, что интернет-провайдеры уже имеют всю необходимую инфраструктуру, чтобы давать полный комплекс коммуникационных услуг. Что они и делают, вынуждая "телефонные" и "телевизионные" компании реагировать. Чем больше проникновение интернет, тем менее конкурентоспособными становятся "традиционные" компании.

Многие интернет-провайдеры, такие как Корбина, протягивают до квартиры пользователя Ethernet. По одному проводу они могут давать как дешевую телефонию (на основе протокола SIP), так и цифровое телевидение с интерактивными услугами, например - видео по запросу.

Для телефонных компаний, клиентская база которых подключена посредством телефонной витой пары, естественным способом предоставлять "продвинутые" услуги являются технологии xDSL. На самом деле, они обладают естественным преимуществом - провода на "последней миле" уже протянуты, и инфраструктуру разворачивать проще. Далее, они могут продавать продвинутые услуги на основе технологий IP, конкурируя с интернет-провайдерами. Московский МГТС этим уже занимается, кроме того - в Москве наиболее популярным провайдером услуг xDSL является Стрим.

Технологии раздачи IP по телевизионному кабелю мне не известны, однако, вероятно есть и они. Таким образом, все операторы связи начинают предоставлять комплексные услуги на основе IP, и по мере увеличения проникновения Интернет эта тенденция усилится - телефония станет дешевле, телевидение станет цифровым и интерактивным, и будет, пожалуй, наоборот - дороже, чем сейчас.

Однако, провода это не единственный способ организации "последней мили". "Традиционные" беспроводные технологии представлены у нас в основном "телефонными" операторами сотовой связи, которые до последнего времени конкурировали с операторами проводной телефонной связи. У "телефонистов", как всегда, есть свой подход к организации быстрых сетей передачи данных - технологии 3G.

Но есть и соответствующая интернет-технология - WiMAX. Она выводит TriplePlay на новый уровень, включая в конкуренцию еще и операторов мобильной связи. WiMAX позволяет организовать мультисервисную беспроводную IP сеть, с большим радиусом охвата (стандарт допускает расстояния до десятков километров), с большими скоростями, и с принципом сотовой сети - перехват от вышки к вышке. И самое главное, она, в отличии от WiFi, позволяет управлять приоритетом трафика, отличая трафик реального времени, такой как телефония или телевидение, от простого трафика.

Что означает это на практике. В Москве, Питере, и Уфе появился WiMAX провайдер Yota с безлимитными тарифами. При условии хорошего покрытия города:
1) Для подключения к сети владельцу ноутбука достаточно будет воспользоваться USB-свистком или WiMAX-картой. Если WiMAX не будет вообще встроен в ноутбук. И у него будет высокоскоростной интернет не только дома или в офисе, а везде, где бы он не находился.
2) Это позволяет продавать приставки для интерактивного цифрового телевидения, которые заработают сразу из коробки, без каких-либо проводов, настройки, и дополнительного оборудования. И вы сможете легко перенести ее их комнаты в комнату без каких-либо проблем, все будет работать.
3) Имея коммуникатор с WiMAX, такой, как HTC MAX 4G, вы будете иметь с собой не только интернет, но и телевизор, радио, библиотеку фильмов, skype, и очень дешевый IP-телефон. Например, если у вас в офисе применяется IP-телефония, то не составит труда настроить IP-АТС так, чтобы она перенаправляла звонок на ваш экстеншн на ваш коммуникатор, и, если вы в зоне действия сети Yota, вы примете звонок, где бы вы не находились. И это вообще не будет стоить ничего. Входящие звонки на мобильный телефон будут для вас бесплатны. Да, этот коммуникатор может быть использован как WiMAX модем.

Неплохо? WiMAX конкурирует не только с беспроводной мобильной связью. Он, делая интернет по настоящему мобильным, конкурирует со всеми видами связи вообще, и делает возможными и практичными виды сервисов, которые были вообще невозможны или непрактичны без него.

Основное отличие Yota от провайдеров сотовой телефонии в том, что Yota берут деньги в первую очередь за интернет-трафик, а мобильные операторы - за время разговора. И им очень не нравится, когда появляется возможность это обойти. В Европе не так давно операторы мобильной связи заблокировали в своих сетях возможность говорить по Skype с iPhone - уж очень им эта возможность не понравилась на безлимитном тарифе iPhone. Но раз уж это началось, то это особо не запретишь.

Еще пример - WiMAX провайдер, имея у себя библиотеку музыки, может убить музыкальные магазины вроде iTunes. Имея возможность слушать что угодно на ходу сразу, без скачивания, и платя только за абонемент доступа, а не за композиции - станет кто-то платить за музыку онлайн-магазинам и вообще заморачиваться какими-то скачиваниями и оплатами?

Этот сервис уже доступен в Yota бесплатно на два года, для покупателей HTC MAX 4G. :) Что там сони-эриксон говорит? "Loaded with music"? :) А телефон, заряженный на халяву несколькими сотнями тысяч композиций на два года - не хотите? :).

Подобная стратегия - сдвиг выручки между рынками. Yota делает музыку бесплатной, избавляя людей от необходимости платить за лицензионную музыку, и взымая освободившиеся деньги за другое - за сервис передачи данных. Подобные соображения движут компанией IBM, которая вкладывает деньги в open source. Компания, которая продает железо, имеет выигрыш с того, что софт становится бесплатен. :)

Второй интересный аспект подхода Yota - можно назвать вертикальной интеграцией. Телефон HTC MAX 4G был разработан HTC специально для Yota по заказу. В Yota есть программисты, которые пишут софт для HTC MAX. Да, телефон продается за деньги, а не раздается бесплатно. Но основной бизнес Yota - это продажа сетевого сервиса. При этом, Yota непосредственно занимается и контролирует все вопросы, связанные с предоставлением этого сервиса.

Но это все старо, на самом деле технологии WiMAX открывают гораздо более широкие возможности по совершенно новым продуктам. Пример я выдумаю на ходу. Например - WiMAX радио, простенький музыкальный гарджет вроде mp3-плеера, который лишен пользовательской флеш-памяти. Никаких 8 гигабайт. Только небольшой сенсорный экран, оперативка, и радиомодуль. Все. Дается оператором совершенно бесплатно (то есть, его цена вносится сразу на счет), к компу принципиально не подключается - за ненадобностью. Плати абонентскую плату - и слушай любую музыку в любых количествах.

В лице Yota мы видим новый тип компаний, предоставляющих конечным пользователям сервисы связи, и одновременно - интеграцию этих сервисов с интернет-сервисами. Собственно, все сервисы Yota - internet-centric. Они действуют почти как Apple. Мы наблюдаем настоящий инновационный маркетинг, продакт-менеджмент, и разработку в действии, и самое удивительное, - это происходит средь бела дня в России, а не где-нибудь в Штатах или в Европе. Да, сеть Yota - первая крупная WiMAX сеть в Европе.

Пожелаем Yota удачи, и будем следить за развитием событий. Я намереваюсь оказаться в их центре, и не собираюсь пропускать самое интересное, и, поэтому, буду покупать HTC MAX 4G. :)

ЗЫ: Соответственно, продаю свою интернет-таблетку Nokia n810 - кому надо, пишите. :) И это, nokia e71 тоже продаю :).
Tags: htc max 4g, wimax, yota, маркетинг, продак-менеджмент
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments